Где учиться на маркетолога, в каких компаниях искать первую работу и как развиваться в профессии, рассказывает Юлия Каменева, директор по маркетингу LNZ Group и тренер образовательной платформы PROFI Space.
Чтобы стать маркетологом, прежде всего нужно иметь желание им стать 🙂 Когда-то один из любимых преподавателей на лекции попросил: «Поднимите руки, кто хочет стать президентом страны». В воздух вытянулись 3-4 руки из потока в 70 человек. «У этих людей в два раза больше шансов стать президентом, чем у тех, кто не поднял руки. Просто потому, что они этого хотят».
Откуда может возникнуть желание стать маркетологом? Подсказали родители, престижная профессия, вам нравится креативить или организовывать мероприятия — продолжите список вашей причиной. Все эти мотивы хороши, они являются основным двигателем на пути к становлению в профессии. Но одного желания для этого недостаточно, нужно в прямом смысле слова засучить рукава и поработать.
Сначала нужно учиться. Сразу скажу, что учеба обязательна: она помогает избежать ошибочного представления о маркетинге как о макетах, рекламе, сувенирно-раздаточных материалах и «салатах-салютах» (так маркетологи на профессиональном сленге называют праздничные ивенты).
Где учиться на маркетолога в Украине
- Киевский национальный университет имени Тараса Шевченка: факультет экономики, факультет международных отношений, специальности «Международный бизнес» или «Международная экономика».
- Киевский национальный экономический университет.
- Киевский национальный торгово-экономический университет.
Все остальные вузы, которые учат маркетингу, также хороши, но три вышеназванных — профи своего дела, поскольку специализированы и много лет посвятили теме маркетинга и экономики в целом (вы же знаете, что экономика — это наука, а маркетинг — одно из ее ответвлений, правда?).
Еще есть программы МВА: в Международном институте менеджмента (МИМ-Киев), Международном институте бизнеса (МИБ), Киево-могилянской бизнес-школе.
Где учиться на маркетолога за границей
Хорошие школы маркетинга есть в Европе: в Польше, Франции, Великобритании, Нидерландах. Родоначальниками маркетинга традиционно считаются США. Если будет возможность получить образование там, обязательно ею воспользуйтесь.
Практически все университеты предоставляют полные (покрывающие 100% стоимости) или частичные (покрывающие 25-40% стоимости) гранты на обучение. Чтобы получить грант, нужно хорошо пройти языковые и профильные тесты, собрать рекомендации, сдать вступительные экзамены, иногда иметь работу или четко зафиксированные договоренности с будущим работодателем.
Как начать карьеру в маркетинге
Как бы вы не хотели сразу начать свой собственный бизнес, для этого сначала нужно получить опыт, прокачать структуру мышления, системность, упорство, работу в команде и развить высокий уровень эмоционального интеллекта.
Начинать карьеру лучше в больших системных корпорациях, по возможности — международных, но можно и флагманских украинских. Достаточно профессиональный маркетинг в международных FMCG-компаниях, в IT-компаниях, в международных агрокомпаниях.
Ассистент в отдел маркетинга в TISO
Начните с позиции ассистента отдела маркетинга, junior brand/product manager, младшего специалиста — одним словом, с самой базовой должности в маркетинге. Дальше у вас есть возможность подниматься по карьерной лестнице и становиться Brand/Product/Marketing Manager, Senior Brand/Product/Marketing Manager, Head of Marketing. Какие качества вам понадобятся на каждом из этапов и что они из себя представляют, читайте в моей статье.
Набравшись корпоративного опыта, вы сможете уйти в небольшой стартап и организовать там маркетинг по-своему, сможете начать свое собственное дело или выбрать стезю генерального директора в той же корпорации — вам открыты все дороги, и все ваши желания достойны воплотиться в жизнь.
Как натренировать в себе маркетинг-ДНК
Навык смотреть на мир через призму маркетинга, чувство рынка, целевой аудитории и трендов приходит с опытом и большим количеством работы за плечами. Для этого нужно постоянно развиваться, заниматься самообразованием и с каждым годом все больше погружаться в свою профессию, а не просто «делать карьеру».
Настольные книги для маркетолога:
- Мартин Линдстром: “Buyology”, «Вынос мозга»;
- книги Джека Траута — «Дифференцируйся или умирай!», «Маркетинговые войны»;
- Джо Пулицци, «Эпичный контент-маркетинг»;
- Оливье Бланшар «Социальные медиа: окупаемость инвестиций (ROI)»;
- Эммануил Розен «Анатомия сарафанного радио»;
- Чип Хит, Дэн Хит «Сделано, чтобы прилипать»;
- Халид Салех, Айят Шукайри «Повышение конверсии сайта»;
- Гарри Беквит «Продавая незримое»;
- Сет Годин «Разрешительный маркетинг»;
- Роберт Чалдини «Психология влияния»;
- Чан Ким «Стратегия голубого океана»;
- Филип Котлер «Основы маркетинга» — не могу обойти вниманием эту книгу, она стара, как мир, но это классика, с ней нужно ознакомиться.
Хорошую подборку книг для маркетолога можно найти по ссылке.
Еще полезные ресурсы
Сайты: https://marketer.ua, https://mmr.ua/, https://www.wordstream.com/blog/, https://www.fundera.com/blog/free-marketing-ideas.
Курсы: немало обучающих бесплатных курсов по маркетингу есть на Coursera. В рамках нашей школы PROFI Space мы проводим несколько лекций и маркетинговых интенсивов в году. Также по хештегу #MarketingSchoolPROFI на Facebook вы найдете наши размышления о последних трендах маркетинга, о животрепещущих кейсах и немало заметок о составляющих маркетинга.
По ссылке можно найти немало моих статей на различные маркетинговые темы, я также много пишу о маркетинге на своей странице в Facebook и Instagram.
Я также рекомендую тренироваться смотреть на окружающий мир в следующем ракурсе: спросите себя, в чем заключается идея бизнеса / стартапа / человека, кто является ее целевой аудиторией, какой ее ключевой месседж, какие маркетинговые инструменты / каналы коммуникации используются, чтоб ее донести, и каких достигают результатов.
Задаваясь постоянно подобными вопросами, вы не только насобираете много интересных кейсов, которые сможете использовать в своей профессиональной деятельности, но и научитесь думать как маркетолог, а возможно, даже обзаведетесь маркетинговой ДНК 🙂
Главное — желание. Желание сделать круто, стать лучшим в том, что вы делаете, и постоянно продвигать свою целевую аудиторию на новый уровень.
Читайте також
Що читати маркетологам: 7 книг для професійного розвитку
Кто такой инфлюенс-маркетолог и что нужно, чтоб им стать?