Мы уже не раз рассказывали, что качественная подготовка — это залог успешного интервью. Но стоит не только изучить информацию о компании и отрепетировать самопрезентацию, но и настроиться психологически.
Как подготовиться к собеседованию, чтобы избежать волнения, растерянности и ощущение стресса, рассказывает психотерапевтка и психологиня Ольга Иванюк-Долженко.
Думаю, многим знакома ситуация, когда вроде и заранее подготовился к собеседованию, но непосредственно на интервью начинаешь нервничать, ерзать, путаться в ответах и терять уверенность в себе.
Чтобы этого не случилось в будущем, давайте поговорим о том, как подготовить себя психологически и какие техники помогут справиться с волнением во время самого интервью.
Причины волнения перед собеседованием
Причин для напряжения может быть много, остановимся на основных.
Страх неопределенности
Прежде всего встреча с потенциальным работодателем — это неизвестная слепая зона, а неизвестность нас очень пугает и заставляет чувствовать, что мы теряем контроль над ситуацией или даже над собой. Страх неопределенности особенно присущ тревожным личностям и людям с повышенной чувствительностью, у которых тревога может зашкаливать и не отпускать, пока интервью не пройдет.
Если это про вас, стоит отметить у себя это состояние, поймать тревогу за хвост, признаться, что вы волнуетесь, и проанализировать свою реакцию.
Очень важно не игнорировать или вытеснять своих переживания, а признать и прожить их.
Это поможет шаг за шагом преодолевать своих драконов, вместо того, чтобы постоянно быть их заложником и тратить ресурс на волнение.
Неправильные установки
Как вы себе представляете собеседование и чего от него ждете? Для кого-то интервью — это шоу, где нужно быть актером, для кого-то с травматическим опытом — поединок не за работу, а за жизнь, а для кого-то — размеренная игра в пинг-понг. И если вы настроены не на собеседование, а на «допрос», вы будете фокусироваться и замечать только моменты, подтверждающие ваши ожидания.
Поэтому перед интервью уделите время, чтобы проанализировать, нет ли у вас ограничений и установок, которые совсем не играют на руку, а наоборот выбивают у вас землю из-под ног.
Попробуйте просеять свои опасения сквозь сито критичности и целесообразности — это поможет восстановить равновесие и уверенность в том, что вы делаете и говорите.
Недостаток опыта
Речь не только о hard, но и о soft skills, а также об опыте прохождения самих собеседований. Для современного работодателя ваши софт скиллы (эмоциональный интеллект, гибкость, адаптивность, креативность, тайм-менеджмент, навыки межличностного общения, лидерские качества и т.п.) весят не меньше, чем ваши непосредственные компетенции.
Решение здесь — работать над собственным развитием и шлифовать «мягкие» навыки. Проходить тренинги / курсы, просматривать TED Talks, читать мощные книги, пробовать менторство — методов куча. Выберите, какой вам отзывается и является действенным именно для вас, а иногда для этого приходится попробовать не один.
Итак, как подготовиться к собеседованию психологически?
Прежде всего — поверить в себя. Это не так просто, ведь иногда мы нуждаемся во внешних подтверждениях, что делаем все правильно. Что ж, их тоже можно получить 👇
Походите по собеседованиям и отшлифуйте свое поведение на интервью
Конечно, есть кейсы, когда человек с первого раза попала в компанию. Например, мой первый опыт был именно таким. Но если бы мне кто-то посоветовал тогда походить по собеседованиям, чтобы понять, что это и как происходит, чтобы замечать что-то еще, кроме тревоги, — это было бы очень правильно. Поэтому, если есть возможность, то используйте этот способ прокачать себя и свою самопрезентацию. Для начала выберите менее интересные для вас позиции, где вы легче сможете принять отказ как опыт.
Проигрывание интервью вам в помощь
Вспомните, как тренировались перед зеркалом, прежде чем сказать что-то важное или признаться в любви — принцип тот же. Представьте, что вы пришли в компанию и должны круто себя презентовать, искусно и креативно ответить на сложные вопросы (их можно найти в сети, спросить бывалых или сгенерировать самостоятельно). Такая репетиция помогает отшлифовать свою самопрезентацию, чтобы меньше нервничать на собеседовании. А еще вы можете попросить помощи у друзей — послушать вас и дать фидбэк.
Работайте над своей уверенностью
Чтобы прокачать уверенность в себе на более глубоком уровне, нужно постоянно работать над собой — своей самооценкой и принятием себя.
Отстаивайте свои границы. Если вы постоянно подвергаетесь критическим оценкам окружающих, то, в конце концов, живете согласно их ожиданиям, а не собственными. Учитесь говорить «нет», уважайте границы других и просите уважения к вашим.
Не сравнивайте себя с другими. Стремление быть кем-то другим, а не собой присуще людям с низкой самооценкой. Обесценивая себя, свои особенности и умения, уверенность в себе вы точно не разовьете.
Заботьтесь о себе. Уверенность в себе зависит, в том числе, и от вашего физического и ментального здоровья. Трудно быть уверенным, если вы постоянно чувствуете себя усталым или недовольным. Найдите время на заботу о теле и сознании — и уровень вашей уверенности и удовольствия будет расти.
Подвергайте сомнению своего внутреннего критика. Если вы бываете к себе слишком критичны, то, вероятно, ваша уверенность в себе сильно страдает. Попробуйте замечать не только недостатки и неудачи, но и сильные стороны, достижения, даже мелкие радости. Хвалите себя чаще и со временем почувствуете, как будут меняться цвета вашей жизни.
Составьте карту свои сильных сторон. В любом формате нарисуйте карту себя — с сильными сторонами, достижениями, всем, чем вы в себе довольны. Зафиксируйте, пропишите и проговорите — это очень важно. Как говорил Марк Твен: «Человек не может чувствовать себя комфортно без собственного одобрения».
Иногда нам нужно больше времени на принятие себя и своей собственной силы. Возможно, вам в этом поможет психотерапия.
Настраивайтесь на успех. Наша уверенность крепнет, когда мы настроены на позитив. Здесь важно сверяться с реальностью и собственными возможностями, чтобы избежать разочарования. Если вы ставите перед собой заоблачную цель, попробуйте ее переформатировать и начать с маленьких шагов. Несколько маленьких достижений усилят вашу уверенность, и на этой энергии вы уже будете готовы к высшим вершинам.
Читайте также
10 полезных советов, как развить уверенность в себе
Читать
Как справиться с волнением до и во время собеседования: конкретные советы
Перед собеседованием
1. Подготовьте презентацию о себе на 3-5 минут
Для начала попробуйте прописать свою самопрезентацию, а затем запишите ее и прослушайте. Как она звучит, откликается вам? Понятна ли ваша риторика и структура рассказа? Вы также можете поработать со своей манерой общения и жестами, если запишете себя еще и на видео и проанализируете, как ведете себя в процессе.
2. Продумайте ответы на возможные вопросы
Например, о ваших сильных и слабых сторонах, приоритетах. Или почему нужно взять в компанию именно вас. Пропишите себе ответы, чтобы такие вопросы не застали вас врасплох и не нарушили вашу равновесие. Если это все же случилось, выдохните и дайте себе несколько секунд на обдумывание — спешка только усилит тревогу и невозможность сосредоточиться.
3. Подготовьтесь к разговору о зарплате
Это один из вопросов, которые вызывают у кандидатов наибольшую обеспокоенность и волнение. Умение оценить и монетизировать свою компетентность и опыт — очень важно. Вы должны четко знать свою ценность как профессионала и уметь ее обосновать. Аргументацию, опять же, можно практиковать с зеркалом, котом или другом. Проговаривание вслух имеет большое значение.
Во время собеседования
- Перед собеседованием подышите несколько минут ровно, глубоко и с более длинным выдохом — это поможет восстановить равновесие и снизить уровень адреналина.
- Выдерживайте комфортную дистанцию с собеседниками и выбирайте удобное место, откуда вы будете видеть всех и одновременно чувствовать себя в безопасности. Например, если за вашей спиной — стена, это вызывает большее спокойствие, чем дверь.
- На интервью говорите рассудительно, не спешите, помните о дыхании и, если есть возможность — о воде. Не стесняйтесь делать паузы в несколько секунд перед ответом — это поможет овладеть волнением.
- Обращайте внимание на свою позу и жестикуляцию. Располагайтесь комфортно в кресле, заземлите свои ноги, если замечаете напряжение в спине или руках — отслеживайте его и вовремя отпускайте. Иногда помогает встряхнуть себя как от пыли перед самым началом встречи. Закрытые позы со скрещенными руками или ногами могут трактовать как неготовность открываться и идти на контакт. Попробуйте их изменить — иногда смена положения тела запускает смену эмоциональную. Держите визуальный контакт с собеседником, это придает ощущение понимания.
- Используйте принципы активного слушания (перефразирование, прояснения, эмоциональное присоединение, кивание головой). Вы также можете задавать вопросы о компании, позиции, обязанностях и ожиданиях, тем самым подчеркивая свой интерес и серьезные намерения.
- Улыбайтесь, когда это уместно, но лучше уберите с лица непрерывную голливудскую улыбку без причины, это настораживает.
- Избегайте того, что вызывает недоверие во время разговора:
— чрезмерная самоуверенность;
— отсутствие интереса к позиции и компании;
— отсутствие зрительного контакта и прямых обращений;
— чрезмерная неуверенность в себе и неискренность;
— отсутствие чувства юмора;
— категоричность и критичность;
— радикальность идей и намерений;
— обесценивания и жалобы на предыдущих работодателей;
— постоянные оправдания и переложение ответственности;
— неспособность принимать критику.
- В конце интервью обязательно поблагодарите за разговор и сделайте комплимент человеку, офису или компании в целом. Главное, чтобы это было не подобострастно и естественно.
Если вам отказали, попробуйте воспринять отказ для себя как урок, проанализировать его и сделать выводы. Возможно, в следующий раз вы сможете иначе выстроить стратегию самопрезентации. Конечно, вы имеете право грустить, обижаться или чувствовать несправедливость. Главное — не утонуть в этих чувствах.
Помните: независимо от результата, этот опыт вам в копилку, он обогащает вас и расширяет ваши возможности.
Готовы к собеседованиям?
У нас много предложений работы, которые могут вас заинтересовать →
ВакансииЧитайте также
Зачем и как писать follow-up письмо после собеседования
Собеседование для двоих: 7 причин задавать вопросы рекрутеру
Как не облажаться с резюме, сопроводительным письмом и собеседованием
Добавить комментарий
Цікаве на Happy Monday
Де безкоштовно отримати психологічну допомогу під час війни: список ресурсів
Де безкоштовно отримати психологічну допомогу під час війни: список ресурсів
Знижуємо робочий стрес: чому ваші термінові завдання насправді не горять
Де безкоштовно отримати психологічну допомогу під час війни: список ресурсів